На территории ряда субъектов Российской Федерации на 2025 год установлен запрет на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов:
Постановление Губернатора Амурской области от 15.11.2024 № 232;
Постановление Губернатора Вологодской области от 13.12.2024 № 149;
Постановление Губернатора Забайкальского края от 29.11.2024 № 96;
Постановление Губернатора Калужской области от 30.09.2024 № 526;
Постановление Губернатора Камчатского края от 15.10.2024 № 39;
Постановление Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 17.10.2024 № 115-пг;
Постановление губернатора Костромской области от 09.12.2024 № 186;
Постановление Губернатора Краснодарского края от 12.12.2024 № 888;
Постановление Губернатора Московской области от 16.09.2024 № 333-ПГ;
Постановление Губернатора Новосибирской области от 06.11.2024 № 203;
Постановление Губернатора Тверской области от 13.12.2024 № 32-пг;
Постановление Губернатора Хабаровского края от 07.11.2024 № 78;
Постановление Губернатора Челябинской области от 16.12.2024 № 670;
Постановление Губернатора ЯНАО от 13.11.2024 № 93-ПГ;
Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 11.12.2024 № 449-у;
Указ Главы Республики Крым от 05.12.2024 № 391-У;
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 26.09.2024 № 438;
Указ Губернатора Иркутской области от 11.10.2024 № 382-уг;
Указ Губернатора Калининградской области от 20.11.2024 № 105-у;
Указ Губернатора Красноярского края от 07.08.2024 № 240-уг;
Указ Губернатора Новгородской области от 27.11.2024 № 677;
Указ Губернатора Сахалинской области от 14.11.2024 № 52;
Указ Губернатора Смоленской области от 26.09.2024 № 82;
Указ Губернатора Тульской области от 11.11.2024 № 143.
1. Принцип действия запрета – аналогичен принципу применения допустимой доли иностранных работников, утверждаемой Правительством (пункт 5 стать 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» - если у организации в числе видов экономической деятельности, заявленных при государственной регистрации указаны виды экономической деятельности, перечисленные в соответствующем региональном НПА (вне зависимости от того, заявлены такие виды деятельности как основные или как дополнительные), организация:
а) не вправе в течение обозначенного в таком НПА срока (календарного года) привлекать иностранных граждан, которые осуществляют трудовую деятельность на основании патентов. Под привлечением в соответствии с примечанием к статье 18.15 КоАП РФ понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина. НПА не содержит запрета на заключение договора с иностранным гражданином, но исключает возможность его допуска к выполнению работ (оказанию услуг).
б) должна в установленный таким НПА срок привести численность иностранных работников из числа иностранных граждан, которые осуществляют трудовую деятельность на основании патентов в соответствии с установленными НПА ограничениями путём прекращения договоров с такими работниками. Прекращение трудовых договоров происходит на основании пункта 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ со ссылкой на пункт 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
2. Принятие на региональном уровне соответствующего НПА не предполагает установления запрета на выдачу иностранным гражданам патентов.
Устанавливаемые запреты распространяются на хозяйствующие субъекты, каковыми не признаются граждане Российской Федерации, использующие труд иностранных граждан для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [1]. Иностранцы, получившие патенты, смогут работать у физических лиц (как и ранее).
3. Принятие на региональном уровне соответствующего НПА предполагает установление соответствующих ограничений применительно к прямым правоотношениям, возникающим между организацией (ИП) и иностранными гражданами (в рамках трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ/оказание услуг) и не предполагает запрета на опосредованное использование труда иностранных граждан, которые осуществляют трудовую деятельность на основании патента, путем заключения организацией или ИП с другим хозяйствующим субъектом (не применяющим попавшие под ограничения виды экономической деятельности) договора на предоставление труда работников (в порядке, определяемом Главой 53.1 ТК РФ) или договора на выполнение работ (оказание услуг), в рамках которых иностранные граждане – работники такого хозяйствующего субъекта выполняют работы (оказывают услуги) на территории (объектах) заказчика (принимающей стороны) [2].
4. Принятие на региональном уровне соответствующего НПА предполагает запрет на привлечение иностранных граждан, которые осуществляют трудовую деятельность на основании патента, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации вне зависимости от того, где на территории Российской Федерации зарегистрирован хозяйствующий субъект – хозяйствующий субъект, расположенный в одном регионе и заявивший при государственной регистрации попавшие под запрет в другом регионе виды экономической деятельности на территории этого другого региона не вправе допускать к выполнению работ (оказанию услуг) иностранных граждан, которые осуществляют трудовую деятельность на основании патента.
[1] Абзац второй пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Понятие хозяйствующего субъекта приводится в пункте 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации (самозанятые граждане, уплачивающие налог на профессиональный доход) и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
[2] Письмо ГУ МВД России по г. Москве от 26.12.2023 г. № 3/237734762472 О рассмотрении обращения