В России объявлена миграционная амнистия

В России объявлена миграционная амнистияПрезидент России подписал Указ [1], предоставляющий возможность иностранным гражданам, находящимся в стране с нарушением режима пребывания, урегулировать свой правовой статус.
С текстом документа можно ознакомиться на официальном портале нормативных правовых актов: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412300002
Указ издан в связи с началом применения с 5 февраля 2025 года режима высылки и ведения реестра контролируемых лиц (иностранные граждане, находящиеся в России с нарушением установленных сроков будут вноситься в специальный реестр и поражаться в правах с целью их «выдавливания» из страны).
Указ распространяется на иностранных граждан, которые нарушили режим пребывания в России (находились в стране более 90-тадней из каждого периода в 180-ти дней) или у которых истек установленный законом срок пребывания в России или срок действия документов, позволяющих находиться в стране (виза, патент, разрешение на временное проживание, вид на жительство), или такие документы были аннулированы.
Указ действует на всей территории Российской Федерации[2].
Иностранным гражданам, находящихся в России без законных оснований, предоставляется альтернатива – или выехать из России (до введения режима высылки. В таком случае в отношении них будут приниматься решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию на срок от 3-х до 10-ти лет) или с 1 января по 30 апреля 2025 г. урегулировать свой правовой статус. Для этого необходимо в установленные сроки обратиться в подразделение по вопросам миграции.
Урегулировать статус смогут не все иностранцы, а только соответствующие одновременно следующим требованиям:
а.) прошедшие процедуру дактилоскопической регистрации и фотографирования. Вывод – будут требовать документ, подтверждающий прохождение обязательной дактилоскопической регистрации и фотографирования - так называемую «зелёную карту»).
б.) прошедшие в течение года до дня обращения обязательное медицинское освидетельствование (при прохождении его в период с 1 января по 30 апреля не требуется представлять миграционную карту и визу [6]). Вывод – будут требовать соответствующие медицинские заключения и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции;
в.) имеющие документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации на соответствующем уровне (при оформлении документов, для получения которых такой документ является обязательным – патент, разрешение на работу, РВП, ВнЖ. Гражданам государств ЕАЭС и иностранцам, которым не требуется получать разрешение на работу или патент для осуществления трудовой деятельности, такой документ не требуется);
г.) не имеющие задолженностей (по уплате налогов, штрафов). Вывод –будут требовать справку об отсутствии задолженности из ИФНС;
д.) не имеющие оснований для отказа в выдаче документов, за получением которых они обращаются (то есть патенты, разрешения на работу, РВП и ВнЖ не будут выдаваться просто так, процедура их оформления будет соблюдаться).
При отсутствии миграционной карты будет выдаваться её дубликат.

Граждане Азербайджана, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, неграждане Латвии и Эстонии без выезда из Российской Федерации и без учета заявленной цели въезда в Российскую Федерацию смогут обратиться с заявлением о выдаче им патента в подразделение по вопросам миграции или филиал ФГУП ПВС МВД России или ММЦ «Сахарово» [3]. Привлечение ранее иностранных граждан к административной ответственности не будет являться основанием отказа в рассмотрении заявления.

Граждане государств ЕАЭС, Украины (имеющие право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации без патента или разрешения на работу) находящиеся в России (в том числе работающие «в чёрную» без заключения договора) без выезда из Российской Федерации и без учета заявленной цели въезда в Российскую Федерацию смогут обратиться с заявлением о продлении срока пребывания в подразделение по вопросам миграции или филиал ФГУП ПВС МВД России или ММЦ «Сахарово», представив заверенную работодателем или заказчиком работ/услуг) копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ/оказание услуг (то есть официально трудоустроившись)[4].

Граждане государств с визовым режимом въезда в Российскую Федерацию. Оформить обыкновенную рабочую визу и разрешение на работу смогут иностранцы, имеющие право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу (см. подпункты 8 и 14 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Также представляется возможным «легализация» визовиков, находящихся в России с нарушением установленных сроков, в статусе высококвалифицированных специалистов по следующим основаниям:
1) Закон не ограничивает организацию (работодателя, заказчика работ/услуг) в представлении в органы МВД России ходатайства о привлечении иностранного ВКС в случае нахождения самого иностранного гражданина на территории России или за её пределами (статья 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
2) Указ предполагает возможность урегулирования иностранными гражданами своего правового положения как самостоятельно, так и с помощью работодателей (пункт 3 Указа), через подачу соответствующих заявлений (ходатайств) и оформление иностранным гражданам разрешительных документов.
3) Указ распространяет своё действие на иностранных граждан вне зависимости от режима их въезда в Российскую Федерацию, предоставляя возможность оформления разрешительных документов иностранным гражданам, въезжающим в Россию в порядке, требующем получения визы (подпункт «д» пункта 2 Указа). Под разрешительными документами понимаются по тексту Указа документы, предусмотренные Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», - разрешения на работу и патенты, и Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в этом законе упоминается только один разрешительный документ – виза. То, что виза – разрешительный документ, - следует из описания термина в части 2 статьи 25.1 Закона).
4) Указ предполагает возможность привлечения к административной ответственности иностранных граждан, находящихся в России с нарушением сроков пребывания, но не предполагает принятия решения об их выдворении из Российской Федерации. При проверке иностранных граждан на наличие отказа в выдаче разрешительных документов факты привлечения к административной ответственности не учитываются (подпункт «а» пункта 9 Указа). Следовательно, лица, привлечённые к административной ответственности, вправе получить разрешительные документы.
5) Указ предполагает возможность выдачи виз иностранным гражданам без выезда из Российской Федерации и без учета заявленной цели въезда в Российскую Федерацию (пункт 1 Указа). Выдача обыкновенной рабочей визы производится территориальными органами МВД России в соответствии с положениями части 14 статьи 25.6 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и абзаца третьего пункта 35.1 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утв. Постановлением Правительства от 09.06.2003 № 335 (да, органы МВД могут не только продлевать, но и выдавать многократные обыкновенные рабочие визы) - территориальные органы МВД России вправе выдавать многократные обыкновенные рабочие визы иностранным гражданам, уже находящимся в России и осуществляющим трудовую деятельность в Российской Федерации в качестве иностранных высококвалифицированных специалистов.
В соответствии с положениями абзаца 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Трудовая деятельность иностранного гражданина в России возможна при наличии разрешения на работу (см. пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Виза для этого не требуется. Таким образом, обретение иностранным гражданином статуса ВКС через заключение договора и получение разрешения на работу предоставляет ему возможность в рамках Указа оформить обыкновенную многократную рабочую визу и полностью легализоваться в стране.

Остальным визовым иностранцам будет, скорее всего, выдаваться транзитная виза для выезда из страны. Обращаться также необходимо в подразделение по вопросам миграции или филиал ФГУП ПВС МВД России или ММЦ «Сахарово».

Иностранные граждане вне зависимости от гражданства, имеющие основания для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство без выезда из Российской Федерации и без учета заявленной цели въезда в Российскую Федерацию смогут обратиться с заявление о выдаче им соответствующего документа (РВП, ВнЖ).Обращаться также необходимо в подразделение по вопросам миграции или филиал ФГУП ПВС МВД России или ММЦ «Сахарово».Привлечение ранее иностранных граждан к административной ответственности не будет являться основанием отказа в рассмотрении заявления [5].

По сути, Указ распространяет своё действие на тех иностранцев, которые нарушили правила пребывания в России – не выехали из России по окончанию срока нахождения в стране, но при этом сидели тихо и не отсвечивали. Они смогут легализовать своё пребывание и к ним не будет применяться административное выдворение.

[1] Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2024 № 1126 «О временных мерах по урегулированию правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с применением режима высылки»
[2] Ранее изданный Указ Президента от 27.04.2023 № 307 «Об особенностях правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предоставлял возможность иностранцам легализоваться в случае их нахождения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.
[3] Пункт 3 Указа
[4] Пункт 4 Указа
[5]Подпункт «а» пункта 9 Указа
[6] Пункт 10 Указа