Допустимая доля иностранных работников в различных отраслях экономики в 2023 году

Допустимая доля иностранных работников в различных отраслях экономики в 2023 годуВ соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.
На 2023 года допустимая доля иностранных работников установлена Постановлением Правительства РФ от 03.10.2022 № 1751 (далее – Постановление. См. инфографику ниже). В соответствии с данными ранее Минтрудом разъяснениями [1], действие Постановления распространяется:
1) На всех иностранных работников, находящихся на территории Российской Федерации;
2) На все хозяйствующие субъекты (организации, ИП), заявившие при государственной регистрации коды видов деятельности, указанные в соответствующем Постановлении (см. также Решение Верховного суда от 14.01.2016 № АКПИ15-1315). Такие организации вправе привлекать и использовать иностранных работников при условии соблюдения устанавливаемого процентного соотношения работников-иностранцев к работникам-россиянам. Не важно, фактически ведет ли деятельность организация по тем кодам ОКВЭД (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), которые были заявлены при ее образовании. Если в ее учредительных документах (соответственно в выписке из ФНС) перечисленные выше коды ОКВЭД присутствуют, организация обязана придерживаться устанавливаемой Правительством «процентной ставки» при трудоустройстве иностранных граждан (и вне зависимости от того, какой с мигрантом заключается договор – трудовой или гражданско-правовой).
Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по указанным выше кодам видов экономической деятельности до 1 января 2021 г. необходимо привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ основанием прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, является приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства. В соответствии с частью 3 настоящей статьи трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Вместе с тем, действие Постановления не распространяется на следующие категории иностранных граждан:
- Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство, поскольку они не являются иностранными работниками в силу закона (см. абзац четырнадцатый пункта 1 статьи 2 ФЗ РФ № 115-ФЗ – иностранные работники – иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а получившие в России разрешение на временное проживание и вид ан жительство иностранцы признаются соответственно временно проживающими и постоянно проживающими), а ограничения касаются только «иностранных работников»;
- Иностранные высококвалифицированные специалисты (ВКС). В соответствии с пунктом 2 статьи 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан действие устанавливаемых Правительством ограничений не распространяется на ВКС и членов их семей.
- Граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана, работающие в России на основании трудовых или гражданско-правовых договоров. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе работодатели и (или) заказчики работ (услуг) на территории РФ вправе привлекать указанных граждан к осуществлению трудовой деятельности без учета ограничений по защите национального рынка труда. Государства-члены ЕАЭС не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение [2]) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания (см., например, Постановление Волгоградского областного суда от 15.04.2015г. № 7а-385/2015).

Важно!
Использовать иностранных граждан для выполнения работ (оказания услуг) возможно, в принципе, в любой сфере экономической деятельности. Для этого необходимо переориентировать службу персонала компании на поиск и подбор иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание (в регионе предполагаемого осуществления ими трудовой деятельности), вид на жительство в Российской Федерации, а также граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
Кроме того, поскольку ограничения установлены на привлечение иностранных работников непосредственно организацией, с которой у них заключены трудовые или гражданско-правовые договоры, вполне возможно использование иностранного персонала компании – контрагента в рамках заключенного с такой компанией договора (например, когда речь идет о клининге). Поскольку в данном случае зона ответственности будет перекладываться именно на контрагента, у которого соответствующие коды ОКВЭД в учредительных документах, как правило, отсутствуют.

[1] Приказ Минтруда России от 24.02.2015 № 108н, Письмо Минтруда от 19.10.2021 № 16-4/10/В-13774
[2] Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства установлены статьей 6 Федерального закона от 29.04.2008г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Дополнительно к допустимой доле иностранных работников, установленной на федеральном уровне, регионы могут устанавливать допустимую долю иностранных граждан, работающих в конкретном субъекте на основании патента. Принцип применения региональных ограничений аналогичен применению федеральных ограничений с той лишь разницей, что распространяются они только на иностранцев, получивших патент для работы. В настоящее время соответствующие решения приняты в следующих субъектах РФ:
Республика Алтай, Вологодская область, Воронежская область, Забайкальский край, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край Краснодарский край, Приморский край, Республика Марий Эл, Сахалинская область Тверская область, Тюменская область, ХМАО – Югра, Челябинская область [3]

Инфографика к тексту Постановления Правительства от 03.10.2022 № 1751





[3] Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 30.12.2022 № 356-у; Постановление Губернатора Вологодской области от 16.11.2022 № 231; Указ губернатора Воронежской области от 30.12.2022 № 232-у; Постановление Губернатора Забайкальского края от 06.10.2022 № 68; Указ Губернатора Иркутской области от 07.11.2022 № 258-уг; Указ Губернатора Калининградской области от 15.11.2022 № 111; Постановление Губернатора Калужской области от 29.12.2022 № 610; Постановление Губернатора Камчатского края от 23.09.2022 № 99; Постановление Губернатора Краснодарского края от 28.12.2022 № 1005; Постановление Губернатора Приморского края от 20.06.2022 № 56-пг; Указ Главы Республики Марий Эл от 28.10.2022 № 184; Указ Губернатора Сахалинской области от 02.12.2022 № 71; Постановление Губернатора Тверской области от 14.12.2022 № 90-пг; Постановление Губернатора Тюменской области от 23.11.2022 № 136; Постановление Губернатора ХМАО - Югры от 23.12.2022 № 189; Постановление Губернатора Челябинской области от 18.10.2022 № 283