Правительство утвердило на 2022 год допустимую долю иностранных работников, которых можно трудоустроить в некоторых отраслях экономики.

8 октября на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 07.10.2021 N 1706 "Об установлении на 2022 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности" (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110080034)

Постановлением утверждены следующие цифры на 2022 год:

1. Вид экономической деятельности: выращивание овощей (код 01.13.1)
Допустимая доля в 2022 году – 50% (для всей территории России, за исключением Астраханской области, где ограничения применяться не будут);

2. Вид экономической деятельности: лесоводство и лесозаготовки (код 02)
Допустимая доля в 2022 году – 50% (для всей территории России);

3. Вид экономической деятельности: обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (код 16)
Допустимая доля в 2022 году – 50% (для всей территории России);

4. Вид экономической деятельности: строительство (раздел F)
Допустимая доля в 2022 году – 80% (за исключением территорий Республики Бурятия, Республики Дагестан, Краснодарского края, Амурской области и г. Москвы. Для Краснодарского края допустимая доля иностранных работников установлена в размере 60% общей численности работников, для Республики Дагестан допустимая доля иностранных работников установлена в размере 50% общей численности работников. Для Республики Бурятия, Амурской области и г. Москвы указанные ограничения применяться не будут);

5. Вид экономической деятельности: торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (код 46.73.1)
Допустимая доля в 2022 году – 50% (для всей территории России);

6. Вид экономической деятельности: торговля оптовая пиломатериалами (код 46.73.2)
Допустимая доля в 2022 году – 50% (для всей территории России);

7. Вид экономической деятельности: торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1)
Допустимая доля в 2022 году – 15% (для всей территории России);

8. Вид экономической деятельности: торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26)
Допустимая доля в 2022 году – 15% (для всей территории России);

9. Вид экономической деятельности: торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73)
Допустимая доля в 2022 году – 0% (для всей территории России);

10. Вид экономической деятельности: торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8)
Допустимая доля в 2022 году – 0% (для всей территории России);

11. Вид экономической деятельности: торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99)
Допустимая доля в 2022 году – 0% (для всей территории России);

12. Вид экономической деятельности: деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3)
Допустимая доля в 2022 году – 24% (для всей территории России). Сейчас допустимая доля установлена в размере 26%;

13. Вид экономической деятельности: деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41)
Допустимая доля в 2021 году – 24% (для всей территории России). Сейчас допустимая доля установлена в размере 26%;

14. Вид экономической деятельности: управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код 68.32)
Допустимая доля в 2022 году – 70% (для всей территории России);

15. Деятельность по обслуживанию зданий и территорий (код 81)
Допустимая доля в 2022 году – 70% (для всей территории России);

16. Вид экономической деятельности: деятельность в области спорта прочая (код 93.19)
Допустимая доля в 2022 году – 25% (для всей территории России);

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по указанным выше кодам видов экономической деятельности до 1 января 2021 г. необходимо привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ основанием прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, является приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства. В соответствии с частью 3 настоящей статьи трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Важно!

Вместе с тем, действие Постановления не распространяется на следующие категории иностранных граждан:
- Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство, поскольку они не являются иностранными работниками в силу закона (см. абзац четырнадцатый пункта 1 статьи 2 ФЗ РФ № 115-ФЗ – иностранные работники – иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а получившие в России разрешение на временное проживание и вид ан жительство иностранцы признаются соответственно временно проживающими и постоянно проживающими), а ограничения касаются только «иностранных работников»;
- Иностранные высококвалифицированные специалисты (ВКС). В соответствии с пунктом 2 статьи 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан действие устанавливаемых Правительством ограничений не распространяется на ВКС и членов их семей.
- Граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана, работающие в России на основании трудовых или гражданско-правовых договоров. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе работодатели и (или) заказчики работ (услуг) на территории РФ вправе привлекать указанных граждан к осуществлению трудовой деятельности без учета ограничений по защите национального рынка труда. Государства-члены ЕАЭС не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение [1]) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания (см., например, Постановление Волгоградского областного суда от 15.04.2015г. № 7а-385/2015).

Важно!

Таким образом, использовать иностранных граждан для выполнения работ (оказания услуг) возможно, в принципе, в любой сфере экономической деятельности. Для этого необходимо переориентировать службу персонала компании на поиск и подбор иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание (в регионе предполагаемого осуществления ими трудовой деятельности), вид на жительство в Российской Федерации, а также граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
Кроме того, поскольку ограничения установлены на привлечение иностранных работников непосредственно организацией, с которой у них заключены трудовые или гражданско-правовые договоры, вполне возможно использование иностранного персонала компании – контрагента в рамках заключенного с такой компанией договора (например, когда речь идет о клининге). Поскольку в данном случае зона ответственности будет перекладываться именно на контрагента, у которого соответствующие коды ОКВЭД в учредительных документах, как правило, отсутствуют.

[1] Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства установлены статьей 6 Федерального закона от 29.04.2008г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».