Аналитическая справка на проект Постановления Правительства об установлении на 2022 год допустимой доли иностранных работников

Аналитическая справка на проект Постановления Правительства об установлении на 2022 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности

Минтруд России подготовил проект документа об установлении на 2022 год допустимой доли иностранных работников в отдельных отраслях экономики. С текстом документа можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов: https://regulation.gov.ru/projects#npa=117452

Проектом предполагаются следующие цифры на 2022 год:

1. Вид экономической деятельности: выращивание овощей (код 01.13.1)
Допустимая доля в 2022 году – 50% (для всей территории России, за исключением Астраханской области, где ограничения применяться не будут);

2. Вид экономической деятельности: лесоводство и лесозаготовки (код 02)
Допустимая доля в 2022 году – 50% (для всей территории России);

3. Вид экономической деятельности: обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (код 16)
Допустимая доля в 2022 году – 50% (для всей территории России);

4. Вид экономической деятельности: строительство (раздел F)
Допустимая доля в 2022 году – 80% (за исключением территорий Республики Бурятия, Республики Дагестан, Краснодарского края, Амурской области и г. Москвы. Для Краснодарского края допустимая доля иностранных работников установлена в размере 60% общей численности работников, для Республики Дагестан допустимая доля иностранных работников установлена в размере 50% общей численности работников. Для Республики Бурятия, Амурской области и г. Москвы указанные ограничения применяться не будут);

5. Вид экономической деятельности: торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (код 46.73.1)
Допустимая доля в 2022 году – 50% (для всей территории России);

6. Вид экономической деятельности: торговля оптовая пиломатериалами (код 46.73.2)
Допустимая доля в 2022 году – 50% (для всей территории России);

7. Вид экономической деятельности: торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1)
Допустимая доля в 2022 году – 15% (для всей территории России);

8. Вид экономической деятельности: торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26)
Допустимая доля в 2022 году – 15% (для всей территории России);

9. Вид экономической деятельности: торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73)
Допустимая доля в 2022 году – 0% (для всей территории России);

10. Вид экономической деятельности: торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8)
Допустимая доля в 2022 году – 0% (для всей территории России);

11. Вид экономической деятельности: торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99)
Допустимая доля в 2022 году – 0% (для всей территории России);

12. Вид экономической деятельности: деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3)
Допустимая доля в 2022 году – 24% (для всей территории России). Сейчас допустимая доля установлена в размере 26%;

13. Вид экономической деятельности: деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41)
Допустимая доля в 2021 году – 24% (для всей территории России). Сейчас допустимая доля установлена в размере 26%;

14. Вид экономической деятельности: управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код 68.32)
Допустимая доля в 2022 году – 70% (для всей территории России);

15. Деятельность по обслуживанию зданий и территорий (код 81)
Допустимая доля в 2022 году – 70% (для всей территории России);

16. Вид экономической деятельности: деятельность в области спорта прочая (код 93.19)
Допустимая доля в 2022 году – 25% (для всей территории России);

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по указанным выше кодам видов экономической деятельности до 1 января 2021 г. необходимо привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ основанием прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, является приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства. В соответствии с частью 3 настоящей статьи трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Важно!
Вместе с тем, действие Постановления не распространяется на следующие категории иностранных граждан:
- Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство, поскольку они не являются иностранными работниками в силу закона (см. абзац четырнадцатый пункта 1 статьи 2 ФЗ РФ № 115-ФЗ – иностранные работники – иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а получившие в России разрешение на временное проживание и вид ан жительство иностранцы признаются соответственно временно проживающими и постоянно проживающими), а ограничения касаются только «иностранных работников»;
- Иностранные высококвалифицированные специалисты (ВКС). В соответствии с пунктом 2 статьи 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан действие устанавливаемых Правительством ограничений не распространяется на ВКС и членов их семей.
- Граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана, работающие в России на основании трудовых или гражданско-правовых договоров. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе работодатели и (или) заказчики работ (услуг) на территории РФ вправе привлекать указанных граждан к осуществлению трудовой деятельности без учета ограничений по защите национального рынка труда. Государства-члены ЕАЭС не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение [1]) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания (см., например, Постановление Волгоградского областного суда от 15.04.2015г. № 7а-385/2015).

Важно!
Таким образом, использовать иностранных граждан для выполнения работ (оказания услуг) возможно, в принципе, в любой сфере экономической деятельности. Для этого необходимо переориентировать службу персонала компании на поиск и подбор иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание (в регионе предполагаемого осуществления ими трудовой деятельности), вид на жительство в Российской Федерации, а также граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Кроме того, поскольку ограничения установлены на привлечение иностранных работников непосредственно организацией, с которой у них заключены трудовые или гражданско-правовые договоры, вполне возможно использование иностранного персонала компании – контрагента в рамках заключенного с такой компанией договора (например, когда речь идет о клининге). Поскольку в данном случае зона ответственности будет перекладываться именно на контрагента, у которого соответствующие коды ОКВЭД в учредительных документах, как правило, отсутствуют.

[1] Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства установлены статьей 6 Федерального закона от 29.04.2008г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».